Уральцы на фестивале особого театра в Москве. Продолжение темы

В период с 6 по 15 февраля 2017 года в Москве, в рамках 3-го Международного фестиваля особых театров «Протеатр.

Международные встречи» (12-14 февраля), находился коллектив инклюзивного театра-студии «Жизнь» благотворительного фонда «Верба» из Екатеринбурга (подробности о фонде и театре см. на официальном сайте). В фестивале этого года принимали участие творческие коллективы людей с «особыми возможностями здоровья» (как их принято сегодня деликатно называть) из России, Франции и Испании. Уральцы, и конкретно театр-студия «Жизнь», были здесь впервые.

7 февраля прошла посвящённая фестивалю пресс-конференция, в которой, кроме его организаторов – руководителя интегрированной театральной студии «Круг» Натальи Поповой и арт-директора Центра им. Мейерхольда Елены Ковальской – участвовали советник по социальным вопросам посольства Франции в России Даниэль Матьё и советник по культуре посольства Испании Альваро де ла Рива. Сюжет о фестивале прошёл также в федеральных новостях культуры.

Фестиваль – это не только спектакли с их обязательным и взаимно заинтересованным обсуждением. Но это также мастер-классы, семинары и, что не менее важно – личное общение людей одинаковой судьбы и поддерживающих их энтузиастов-единомышленников. «Особый театр» – это ещё и театр особого зрителя, который приходит на спектакль не просто за зрелищем, но, прежде всего, за зарядом душевного сопереживания, делающего человека добрее и чище. Как справедливо считает один из учредителей фонда «Верба» и инклюзивного театра-студии «Жизнь», актёр популярного шоу «Уральские пельмени» Андрей Рожков, «помогая другому – помогаешь себе!»

Большой зал Центра имени Вс. Мейерхольда (около 200 мест только в партере) полон, после третьего звонка в зал допускается и рассаживается по свободным местам (а также принесённым стульям и подушкам на ступени) очередь из желающих, с билетами без определённого места. Зал сопереживает с актёрами и в нужных местах поддерживает их аплодисментами в такт музыке, бурными овациями в заключении. В дискуссиях, предусмотренных планом просмотра спектаклей, участвуют организаторы фестиваля, специалисты, сами актёры и многие десятки неравнодушных зрителей.

Глядя на пластические композиции актёров из Франции и Испании, московской студии «Круг», не сразу отличишь, кто здесь из «обычных», а кто из так называемых «особых», или инвалид в массовом пока понимании. Вместе они на равных, и в этом глубокий смысл и благородная цель такого театра. Здесь нет привычных для обычного театра диалогов и монологов, понятной без пояснения сюжетной линии и задумки режиссера-постановщика. Для зрителя особого театра, прежде всего, важно то, как вот эти люди, с особенностями развития, способны преодолевать эти свои особенности. И комок перехватывает горло, и радость за них, за их преодоление недуга.

Молодой театр из Екатеринбурга, уже зарекомендовавший себя на российских фестивалях, был приглашён для участия в международном проекте с целью проведения опыта совместной работы с признанным иностранным специалистом, обладающим большим опытом работы именно с особыми актёрами. На фестивале этого года таким специалистом был режиссер-консультант из Франции Оливье Кудер, высоко оценивший свой опыт общения с уральцами. По признанию французского мэтра (из интервью Натальи Зайцевой на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда, 13 февраля), он больше привык работать с  людьми с  умственными нарушениями, и работа с артистами с физическими нарушениями была для него чем-то совершенно новым. «Однако, то общее, что я вижу между ними, – готовность целиком погрузиться в работу и, несмотря ни на что, преодолеть собственную хрупкость…. Интенсивность нашей работы, действительно, изумительна, и это для меня невероятно важно. Здесь находятся не только новые способы выражать себя, но и новые эмоции для зрителей, которые увидят их работу» – сказал господин Кудер.

Слово председателю управляющего совета фонда «Верба», Анастасии Овчинниковой:

«Приглашение и участие в фестивале стало для нашего проекта подтверждением того, что мы двигаемся в верном направлении. В прекрасном сотрудничестве с французским режиссёром родилась и сложилась дружба, появились мысли о будущих совместных проектах. Оливье Кудер очень деликатно подошёл к  вопросу рекомендаций, высоко оценил выбор художественного материала, выстроенную сюжетную линию, игру  и энтузиазм ребят. Он отметил, что «каждый участник спектакля стремится проявить себя в актерском ремесле и ясно представляет, что хочет сказать своим образом на сцене, какую мысль хочет донести. Такое качество все реже встречается даже у профессиональных актеров». Спектакль понравился французскому мастеру творческими решениями, а актеры запомнились трудолюбием и целеустремленностью».

Следует отметить, что репетиции привезённого уральцами на фестиваль спектакля «Цирк Принтинпрам имени Даниила Хармса» были начаты лишь в ноябре, и уже в Москве спектакль совместными усилиями дополнялся и оттачивался, обретая ту форму, которую и увидели зрители. При этом пришлось переработать художественный материал на приехавших в Москву девятерых актёров, в то время как дома обычно задействовано 15-16.

Надо признать, что просмотр этого спектакля требует особого эмоционального напряжения – даже на общем фоне «особого театра». Актёры из Екатеринбурга – молодые люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нарушениями речи (ДЦП). На сцене трое из состава творческой группы – в инвалидных колясках. Одеты в чёрные костюмы, в чёрных же головных уборах-«котелках» и длинных белых шарфах – стилизация под моду 1920-х. Действие условно происходит в поезде. Цитируем сайт фонда «Верба»: «Спектакль – это фантасмагория, в ходе которой призрак Даниила Хармса оживает и через декламацию собственных дневниковых записей доносит до зрителя историю своей драматической жизни».

(Биографию неординарного российского писателя и поэта начала 1900-х гг. Ювачёва-Хармса).

В руках газеты того времени (которые по ходу спектакля рвутся в клочья). Молча читают. Время от времени по очереди декламируют стихи из детской серии творчества Хармса. В полнейшей тишине и душевном напряжении зала, монолог одного из актёров в коляске практически невозможно понять без перевода-эха стоящего за его спиной коллеги по спектаклю. Впрочем, колясками ребята владеют виртуозно. Танцевальные паузы в исполнении хореографа Анны Светловой. В её же исполнении оригинальное «Танго с молью» с участием актёров Ильи Перцева и Андрея Старикова, задуманное и поставленное уже в процессе репетиций в Москве с помощью Алексея Щербакова.

На встрече со зрителями после спектакля Анастасия Овчинникова представила режиссера Ларису Абашеву и актёров поимённо. С удивлением узнаёшь, что люди разных физических возможностей и профессий с приходом в студию почувствовали себя в дружественном коллективе и твёрдо решили связать себя с театром. Например, Илья Перцев – менеджер по продажам на телефоне, учится на сценарном факультете местного театрального института. Колясочник Никита Устьянцев – «айтишник» (программист), накануне поездки в Москву перенёс операцию, тоже намерен связать свою профессиональную деятельность с театром и подумывает о получении дополнительного соответствующего образования. Мария Меньшенина учится на юриста, призналась, что до прихода в театральную студию страдала комплексом некрасивой и ненужной, теперь так не считает.

И уж полным сюрпризом было узнать, что физически самый тяжёлый (по личному зрительскому восприятию, см. про монолог выше) из троих актёров-колясочников – в реальности очень симпатичная девушка. Это поразительно, но Вера Семченкова дистанционно окончила один из московских вузов, пишет стихи и прозу, а также является главным редактором печатного и интернет-издания Клуб свободного общения «Парашютисты on-line», основная аудитория которого – ребята с ДЦП и их родители.

В заключение дискуссии неожиданно приняла участие и дочь режиссера Абашевой – месячная от роду Пелагея подала свой голосок из угла зала-фойе.

Здоровья вам всем, дорогие уральцы, успехов во всём и продолжения качественной жизни!

Владимир Рогожников

Сцена с хореографом Анной Светловой

Вагонные дискуссии, с Марией Меньшениной в центре

Колясочники Никита Устьянцев и Вера Сенченкова


После спектакля


На обсуждении спектакля


Лариса и Пелагея Абашевы

Добавить комментарий